Развитие социального потенциала сельских поселений

Статьи

Елена Коновалова. Сельские территории. Опыт регионов.

Коновалова Елена, координатор проекта в Вологодской области

Спасти деревню
Через развитие социального потенциала сельских поселений

Можно ли спасти российскую деревню? Можно и нужно, считают в Вологодской области. И подкрепляют свои усилия знаниями и умениями ученых и социальных технологов, успешно реализуя проект «Развитие социального потенциала сельских поселений».

Ни для кого не секрет, что число живых деревень в нашей стране сокращается год от года. В каждом регионе найдутся десятки населенных пунктов, которые обезлюдели. Достаточно отъехать на несколько километров от города, чтобы понять – на селе идет процесс распада основных составляющих уклада жизни. Нарастают деструктивные явления – пьянство, тунеядство. При общем улучшении жизни городского населения, особенно жителей мегаполисов, налицо падение уровня и качества жизни в деревнях. Не желая скатываться все дальше вниз, здоровые и работящие предпочитают переезд в город вместо постоянной борьбы за нормальные условия работы и быта. Допустить это – значит потерять большую часть территории страны…

Политическая воля

Решение о реализации в Вологодской области мер по противодействию деструктивным социальным явлениям на селе было принято Губернатором В.Е.Позгалевым летом 2005 г. Проект получил название «Развитие социального потенциала сельских поселений» и статус пилотного, позволяющего управлять изменениями на территории в экспериментальном режиме. Невозможно изменить целую систему сразу, поэтому и начинать нужно с преобразований некоторых территорий, создавая опытные модели, которые затем распространят эту практику на другие поселения.

Для реализации проекта были отобраны три сельских поселения: с. Новленское Вологодского района, п. Туровец Междуреченского района, д. Ванское Лентьевского поселения Устюженского района. В октябре 2006 г. к числу экспериментальных присоединилась д. Сметанино Верховского поселения Верховажского района, а в 2009 г.   Николо-Раменское поселение Череповецкого района.

Как все начиналось

А начиналось все с подробного исследования социально-психологического состояния жителей в каждом поселении (фокус-группы, интервью, сходы). Полученные результаты легли в основу поэтапного плана предполагаемых изменений, уникального для каждой территории.

Выстраивание новой системы взаимодействия местных социальных структур и сил поддержки, куда вошли заинтересованные руководители предприятий, активное население, администрация школ, клубов и больниц, позволило на местах получить реально работающий социальный актив. Планы развития поселений, на основе результатов реализации которых предполагалось создание оптимальной модели развития села, разрабатывались как раз совместно с этим активом.

Кроме того, работа с сельским активом позволила более четко понять цели и задачи всего проекта. От борьбы с деструктивными явлениями, ставшими во главу развития социального потенциала сельских поселений на первоначальном этапе, пришли к поиску механизмов и созданию условий для формирования и реализации нового типа поведения жителя села. В основе нового типа   здоровый образ жизни, укрепление ценностей семьи, труда и творчества, а также повышение экономической и социальной активности населения.

От запретов к альтернативам

Уже первые месяцы работы показали, что никакими запретами главную болезнь села – пьянство   не преодолеть. Оно всего лишь реакция на ситуацию, один из симптомов невозможности справиться с вызовами настоящего. Масса известных методов борьбы, конечно, были опробованы: и рейды в поселениях, и привлечение к административной ответственности лиц, торгующих спиртным. С помощью местной власти даже вводились запреты на торговлю алкоголем на территории всего населенного пункта. Результатов либо не было вовсе, либо они были настолько незначительными, что терялись в общей картине сельской жизни. Проблему удалось решить постоянным наблюдением со стороны муниципального руководства за жизнью территорий. Как ни странно, именно внимание власти пробудило у населения интерес к качеству собственной жизни.

Запреты заменили альтернативой. Провоцирование спортивной конкуренции между поселениями принесло и первые результаты. Где-то «прижилась» женская группа созависимых, где-то с помощью руководителей предприятий целые бригады закодировались, а где-то стали действенными стенды общественного порицания. Литературное кафе, народный театр, стадион, тренажерный зал, клуб болельщиков, наконец, выступили против трактиров, лавочек и «баб Мань», торгующих алкоголем во все времена и на любых территориях.

Дальше – больше. Освоив азы местного самоуправления, жители экспериментальных сел и деревень начали самостоятельно разрабатывать и внедрять проекты, для реализации которых не требуется поддержка областных структур. Вот лишь некоторые из них:

• «Новленские мастеровые» (переработка древесины, художественная обработка и т.д.).
• Служба коммунальных услуг (электрик, слесарь-водопроводчик, газовик).
• Бытовое обслуживание (ремонт-пошив одежды).
• Кафе «Блины от Веры».
• Новые промыслы для ЦТНК (кружева, плетение, санки).
• Овцеферма (шерсть, шашлык).
• Пивоварня (деревенское пиво для туристов).
• Верховское землячество (сайт объявлений Воскресенского Торжка).
• Кооператив по индивидуальному строительству.

Новым условиям – новые методы управления

Уже первые шаги по реализации проекта «Развитие социального потенциала сельских поселений» показали, что необходимо менять саму систему управления территорией. Межведомственная разобщенность лишь усугубляет бедственное положение на местах. Поэтому предложенная схема управления была направлена, в первую очередь, на установление горизонтальных связей.

Координационный Совет лично возглавил Губернатор области, а областную рабочую группу, выполняющую функцию оперативного управления – его первый заместитель. При администрациях районов были созданы рабочие группы, а в сельских поселениях - активы.

35 специалистов Правительства, около 80 специалистов районных администраций, координаторы проекта в каждом поселении, активы поселений   такой внушительный состав проектной группы превратил пилотный проект в большую исследовательскую инициативу Правительства Вологодской области.

Сегодня уже создана новая структура – Департамент развития муниципальных образований в Правительстве области, главная задача которого   тиражирование полученного положительного опыта на всю территорию Вологодчины.

Результаты есть

Объединение в рамках одного проекта управленческих и социальных технологий позволили по-новому решать задачи модернизации социальной инфраструктуры. У региональной власти не просто появилась возможность видеть реальные проблемы сельских поселений через организацию диалоговых площадок, но и реально контролировать выполнение текущих задач. За 4.5 года реализации проекта на пилотных территориях у глав поселений появились общественные советники. Введены и укомплектованы должности координаторов проекта в составе районных администраций, осуществляющих взаимодействие со всеми субъектами реализации. Осуществлен подбор и проведено обучение актива поселений. Реанимирована работа института старост, активизирована деятельность депутатского корпуса. Инициирована корректировка нормативов расходных потребностей в сфере физической культуры и спорта, культуры, благоустройства территории.

Пилотный проект подтолкнул к созданию механизма взаимодействия администраций муниципальных образований с налоговыми, миграционными органами, нотариатом. Постепенно осуществляется переход на оказание услуг населению в рамках «одного окна».

Полученные результаты способствуют повышению социальной активности населения. В каждом поселении сформирован актив, члены которого способны развивать и претворять в жизнь идеи проекта. Появились признаки изменений норм поведения селян: возросла посещаемость спортивных и культурно-массовых мероприятий, возобновились празднования дней поселений. На экспериментальных территориях проведение мероприятий уже не сопровождается употреблением спиртных напитков и пива, проводятся безалкогольные дискотеки и вечера отдыха. Создаются общественные объединения, такие как женсовет, родительские комитеты. Возникают новые формы детских и молодежных общественных объединений. Наметились позитивные тенденции в укреплении правопорядка, снижении уровня неблагополучия в семьях.

Что дальше?

Сейчас перед рабочей группой, отвечающей за реализацию проекта, стоят задачи, продиктованные нынешней экономической ситуацией на селе. Прежде всего, необходимо помочь местному самоуправлению увеличить налогооблагаемую базу, привлечь инвестиции, разработать алгоритм действий по поддержке сельхозпредприятий, которые являются основными работодателями и налогоплательщиками на селе.

Кроме того, нужно разработать эффективную модель закрепления кадров в сельской местности, чтобы потом иметь возможность применения ее в других поселениях области.

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационное развитие сельских территорий», которая проходила в марте 2010 г. в Вологде показала, что необходимо обобщение практического опыта деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций по развитию сельских территорий. В разных регионах страны положительный опыт уже накоплен. Теперь задача   создание новых каналов коммуникации между экспериментальными площадками. Только при условии постоянной коммуникации могут быть выработаны стратегии, направленные на возрождение российского села, его экономики, социальной сферы, улучшение демографической ситуации на селе.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании в Вологодской области центра инновационного развития сельских территорий Северо-западного федерального округа. А это – уже новый уровень. И проектов, и результатов.

© Департамент развития муниципальных образований Вологодской области